10.05.2016

Ориентирование на местности - Чтение карт

Умение читать и рисовать карту – это только начало умения найти свой путь на местности. Необходимо учиться понимать природные ориентиры и различные признаки как на земле, так и над землей.
Если у вас нет компаса, есть несколько способов изготовить его самодельную замену. Солнце и звезды представляют собой надежные ориентиры – есть различные методы их использования и для Северного, и для Южного полушарий.
Умение прогнозировать погоду также может стать ценным качеством вдали от цивилизации, и простые способы предсказания погоды по облакам дают попавшим в чрезвычайную ситуацию дополнительные возможности к спасению.

Ориентирование

Прежде чем отправляться в любое путешествие, вам придется узнать все, что можно, о тех местах, запастись картами, если они существуют, и выработать маршрут. Запомните местность, направление течения рек, высокие места, наиболее заметные ориентиры, господствующие ветра, предполагаемый тип погоды и возможные осложнения и опасности, уточните фазу луны и время восхода и захода солнца – все это будет поистине бесценным знанием, если попадете в трудную ситуацию. В случае аварии вы можете оказаться в совершенно незнакомых краях и будете вынуждены узнавать что-то о вашем местоположении из самой местности.


При выборе места для лагеря, поиске воды и других вещей первой необходимости для обеспечения выживания вам надо будет понимать окружающую природу – на другой стороне холма могут быть совершенно другие условия, – и, если вы решите не оставаться на месте, вам придется как применить знания общей географии, так и понимать ту местность, по которой передвигаетесь.
Карты

Карты выбирайте тщательно, обязательно убедитесь, что масштаб будет вам удобен практически и отображает всю необходимую информацию. Очень «мелкая» карта, которая показывает каждую тропинку и строение, будет бесполезна в том случае, если вы едете в тысяче километров от шоссе. На таких картах будут указаны мельчайшие детали, но каждая из них охватит малюсенький участок всего пути, и вам придется загрузить полмашины картами и менять их через каждые несколько километров. 

С другой стороны, немногие автомобильные атласы покажут детали рельефа или ориентиры на местности, которые могли бы помочь придерживаться маршрута пешему путешественнику. Морякам нужны очень точные карты, чтобы выбирать курс в безопасных водах. Рельеф морского дна так же разнообразен, как и у суши. Летчикам потребуется знание высоты различных элементов местности и турбулентности воздушных потоков в горных районах, из-за которых в целях безопасности необходимо подниматься выше. С воздуха рельеф может казаться плоским, но его очертания сглажены; для многих карта выглядит, без умения ее читать, примерно так же.

Карты и рельеф

Подъемы и спуски нельзя воспроизвести на плоской бумаге, поэтому высоты отмечаются через равные интервалы – в зависимости от системы карт, через каждые 10 метров или 50 футов, – и все точки, расположенные на этой высоте, соединяются контурной линией этой горизонтали. В большинстве случаев эти линии образуют замкнутую кривую, нечто вроде неправильного овала с выпуклостями и вогнутостями. Если они внезапно упираются в другую линию, то это означает резкий перепад высоты – фактически обрыв или почти отвесный склон.

Единственная контурная линия, которую можно видеть в природе, – это линия моря на побережье (и даже это не совсем точно из-за приливных явлений), но можно представить контурные линии как края плоских дисков неправильной формы, которые имеют одинаковую толщину и лежат друг на друге. Если набросить на них ткань, то она объединит их вместе в одну форму, которая будет представлять собой что-то вроде горы или другого элемента рельефа. Однако у вас не будет точных данных о том, что имеется между этими контурными линиями, и совсем необязательно их будет соединять ровный склон. Там могут быть отвесные скалы, обрывы – любые варианты в пределах 10 метров или 50 футов. 

Из относительного расположения соседних линий можно делать, часто довольно точные, догадки о том, что представляет собой поверхность между ними, но без полной уверенности. Поэтому там могут быть такие элементы рельефа, которые не показаны на карте, поскольку своими параметрами не выходят за пределы параметров соседних контурных линий.


Контурные линии на карте представляют собой соединенные точки, расположенные на одной и той же высоте над уровнем моря, и не показывают поверхность между линиями. Когда несколько соседних контурных линий приближены друг к другу, то в этом месте перепад высот резкий (а). И наоборот, их удаленность друг от друга говорит о более пологом склоне (b).

Чтение карты

Помните, что интервалы между контурными линиями являются горизонтальными расстояниями между точками на одной и той же теоретической высоте, а не реальные расстояния на склоне. Они измеряются в единицах, которые показывают относительное положение и не соответствуют горизонтальному масштабу.
Распространенная ошибка – думать, что группа контурных линий, показывающих подъем рельефа, соответствует масштабу расстояний, показанных между ними, – но масштаб типичной карты для пешего передвижения 1:50 000, и 10 м занимают на ней всего лишь 2 мм. Контурные линии на расстоянии 5 мм друг от друга на карте в реальности будут расположены с интервалом 250 м, и уклон составит всего 1 к 25.

Масштаб

Перед использованием карты надо разобраться с масштабом. Он может указываться на масштабной линейке с обозначенными километрами или милями в соответствии с отрезком на карте или даваться в виде отношения – 1:50 000 – это означает, что каждая единица длины на карте представляет расстояние на местности в 50 000 раз больше.

Условные обозначения

Обычно также имеется список тех символов, которые используются на карте для обозначения природных и искусственных деталей рельефа и местности – рек, дорог, строений, вида растительности и болот, типа берега. Варианты того, что и как показывается, могут сильно отличаться. Если на отдельной карте или на ее обложке нет условных обозначений, обязательно выясните, что означают условные обозначения в этой серии карт. Некоторые будут очевидными: если карта цветная, то реки почти наверняка будут синего цвета, болотистая местность будет обозначена стилизованными изображениями «кустов» камыша или тростника.

Не все элементы будут показаны в масштабе. Дороги и тропы, вероятно, будут обозначены линиями стандартной ширины, которая соответствует типу дороги, а не ее действительной ширине, водные потоки будут обозначаться аналогичным образом. Например, карты Британского картографического управления показывают водные потоки одинарной, постепенно утолщающейся синей линией, до тех пор пока поток не достигнет ширины 8 м, после чего используется двойная линия, которая сразу информирует вас о том, что при переправе придется преодолевать водную преграду по крайней мере не меньшей ширины. Существует подобная стандартизация на всех картах. Как только вы усвоите способ информирования пользователя на той или иной карте, так многое сможете прочитать по ней.

Координатная сетка

На картах почти всегда изображается разделяющая их на участки сетка из линий. Она наносится либо на основе географической широты и долготы в градусах, либо представляет собой специальную сетку, разработанную картографической организацией. Преимущество специальных координатных или масштабных сеток заключается в том, что они обычно предполагают изображение квадратов на основе измерений на местности, что может помочь быстро оценивать расстояния. 

Например, на картах Британского картографического управления расстояние между линиями сетки обозначают расстояние 1 км, а диагональ составляет 1,5 км. Если вы хотите определить или сообщить свое положение, то его можно описать координатами, которые в числовом выражении соответствуют числам на двух смежных полях карты. Любой, кто использует карту с такой же сеткой, сразу же определит, к какому «квадрату» они относятся. Дальнейшее деление «на глаз» на десятые доли поможет найти точное место. Это обеспечивает простой способ сообщить спасателям информацию о вашем местоположении или договориться с ними о точке встречи. 



Точку на этом рисунке можно обозначить как 15,5 х 62,8, если использовать координаты на полях этой сетки. По этой системе стороны квадрата необходимо мысленно разделить на десять равных частей в каждом направлении. Обычно «координаты по карте» выражаются шестизначным числом: 155628. В координаты следует включать все буквенные индексы.

Когда сетка нанесена не в соответствии с географической долготой и широтой, то линии не будут указывать на север-юг и запад-восток, хотя иногда они могут быть близки к этому. Помните, что стрелка компаса указывает не точно на Северный полюс, а на магнитный северный полюс – а разница между ними будет зависеть как от точки земного шара, где вы находитесь, так и от того, что магнитный «север» медленно меняет свое положение. Для точных измерений необходимо знать эти различия, но даже примерное определение своего положения поможет сориентировать карту на местности.

Если у вас регулируемый компас и есть информация о девиации компаса и сетки вашей карты от реального севера, вы можете точно согласовать их, так что даже в условиях очень плохой видимости или там, где детали местности скрыты за горизонтом, вы сможете сделать точные измерения и следовать точно по маршруту.
Многие карты указывают девиацию или направление на магнитный полюс. Если этого нет, то его можно определить по Полярной звезде или применив метод определения направления на север с использованием часов. В Южном полушарии таким же образом используйте созвездие Южный Крест для определения направления на юг (оба метода проиллюстрированы ниже).

Магнитное склонение

Для того чтобы определить магнитное склонение, когда оно не указано на карте, направьте компас на Полярную звезду. Отметьте разницу между направлением стрелки и севером.
Выровняв компас по линиям сетки на карте, можно узнать их отклонение, если оно есть. После этого, если вы решите идти по «магнитному» направлению, то должны помнить о необходимости делать поправку на это отклонение.

Любому, кто планирует путешествие, следует научиться умению читать карту – оно особенно важно в горной местности. Компас может оборудоваться градуированной шкалой, указателем направления, лимбом, которые упрощают ориентирование. Проверьте их и попросите объяснить работу.
В чрезвычайной ситуации вам, возможно, придется обходиться без таких усовершенствований. Если нет возможности сделать соответствующую корректировку, то постоянно проверяйте свое местоположение по видимым ориентирам.

Склоны




Измерение расстояний
Расстояния по прямой можно измерять по линейке и умножать на масштаб либо по масштабной линейке карты. На извилистый маршрут на карте можно наложить отрезок нитки, который затем вытянуть. Склоны могут существенно изменять реальные расстояния, и на них надо делать поправки, – например, уклон 45° добавит 82 метра к горизонтальному расстоянию по карте в 200 м.

Самодельные карты
У человека в чрезвычайной ситуации может и не быть карт, и тогда ему следует сделать свою собственную. Имея карту, вы всегда сможете найти дорогу назад в лагерь – что весьма немаловажно, когда вы уходите за помощью для больных, детей, стариков, которые не способны покинуть лагерь.
Вы, конечно, не можете точно замерить высоту контурных линий, но можно придумать собственную систему изображения рельефа.

Найдите точку с наилучшим обзором и осмотрите окружающую местность. Возможно, стоит залезть на дерево. Отметьте направление, количество гребней. Между гребнями могут находиться водные потоки, но вы не можете быть уверены – будет много «мертвого пространства», т. е. территории, которую вы не видите. Сделайте общую карту с белыми пятнами и заполняйте их по мере получения дополнительной информации и с других наблюдательных пунктов, и с помощью наземного обследования.

Отмечайте на своей карте все интересные детали: водные потоки, выходы каменных пород, отдельно стоящие деревья, элементы ландшафта странной формы, которые могут служить в качестве ориентира, и места с различной растительностью. Вы сможете планировать места постановки ловушек, искать обиталища животных, хорошие места для поиска пищи и топлива или камней для изготовления орудий. Это будет гораздо удобнее и для вас, и для товарищей по несчастью, чем полагаться на память или неопределенные описания.

Сценарий выживания
Вы прокладываете свой путь по незнакомой местности – на что следует обратить особое внимание?

Распространенная ошибка – завышение пройденного расстояния. Обычно пройдено значительно меньше, чем кажется. Один из способов избежать этого – искать соответствие места, где вы находитесь, карте, а не карты месту, где, как вам кажется, вы находитесь.

Конец


EmoticonEmoticon